воскресенье, 29 апреля 2012 г.

Освобождение от конфликта

Вот фрагмент письма к Богу, написанный Элизабет Гилберт  в её автобиографической  книге (Есть, Молиться, Любить. - М., 2008):

"Дорогой Бог!
Прошу тебя вмешаться и покончить с этим бракоразводным делом. 
...мне кажется, благосостояние планеты зависит от благосостояния каждого человека. И до тех пор, пока двое не разрешили свой спор, весь мир будет страдать. А если хоть одна из этих душ освободится от страданий, это будет на благо всему миру - как несколько здоровых клеток способствуют выздоровлению всего тела.
Поэтому нижайше прошу помочь нам разрешить этот конфликт..." (с.41)

Согласен.

Автор Элизабет обнаружила внутреннее присутствие Бога. Она научилась обращаться к своей внутренней мудрости как к очень конкретному присутствию. Не та ли это опора, которую искал Перлз, основатель Гештальт-подхода? 
Я бы ответил на свой же вопрос так: если предполагать единственность внутренней опоры, то данный опыт вполне соответствует ей. Опыт, однако, необходимо пережить лично. 

Вот важная иллюстрация одной части данного опыта (из всего диапазона):

"Помню, как-то раз, в припадке горькой злобы и горя, я схватила тетрадку и нацарапала послание внутреннему голосу, источнику высшего душевного покоя. Оно заняло всю страницу заглавными буквами:
   Я В ТЕБЯ НЕ ВЕРЮ!!!!!!!!!! 
Через секунду - не успела я отдышаться - во мне словно вспыхнул огонек, и я сама написала ответ, спокойно и словно забавляясь над собой:
  Тогда с кем ты сейчас разговариваешь?" (с.64)

Нетрудно согласиться, что такой опыт помогает не только в отношениях "человек-мир" или "человк - безликое общество". Опыт помогает прежде всего в глубоко личных отношениях. Прежде всего.

Есть ли у тебя, читатель, схожий опыт?

2 комментария:

  1. Я тоже чувствую, что без такой внутренней опоры практика гештальта может уподобиться растению без корней. Хорошо, когда есть кто-то, выполняющий роль постоянного учителя, наставника. Тогда можно "опереться" на него. А что делать тому, у кого, временно или постоянно, нет такого человека? Что брать за точку отсчета, ориентир? Таким ориентиром, видимо, может быть что-то необусловленное, изначальное, очень глубинное.

    И мне было важно прочесть это у тебя, а также то, что, оказывается, сам Перлз искал такую опору. Интересно обнаружить, что мои ощущения в этом вопросе не являются чем-то уникальным.

    ОтветитьУдалить