четверг, 24 июля 2014 г.

Установки и взаимоотношения

"Who cares?", или "Не моё дело!" или "Твои проблемы!" Раньше бы вторили "моя хата с краю, ничего не знаю".
"Молитва Гештальтиста" гласит:
"Я делаю свое дело, а ты делаешь свое дело. 
Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. 
И ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. 
Ты – это ты. 
А я – это я. 
И если нам случилось встретить друг друга – это прекрасно. 
А если нет – этому нельзя помочь."
Автор - основатель Гештальт-терапии Фритц Перлз.
Интересный факт состоит в том, что Перлз жил более 10 лет в Южной Африке. И переехав затем в США, создал, в содружестве с коллегами, Гештальт-терапию. Местами эта терапия сильно-сильно напоминает учение толтеков. Молитва, приведенная выше - тоже. Но - местами: в молитве - перекос (её часть Гештальтистов назвает "молитвой эготиста" из-за выраженной американо-ориентированной индивидуалистичности). Толтеки живут и в Мексике и США, и в Южной Африке. Перлз ни разу не упомянул связи своего холистического взгляда на природу человека с толтекским мировоззрением (я не знаю об этом ничего, кроме замечания Зинкера в книге "Творческий процесс в Гештальт-терапии" в скудном по содержанию параграфе про Кастанеду), которое за более чем 10 лет жизни в ЮАР вполне мог почерпнуть у южноафриканских магов. И это было бы на него похоже больше, чем стремление к духовному безразличию. Про йогу ведь он писал в "Эго, Голод и Агрессия", про дзен - в "Помойном ведре". А про толтеков - ни слова! Так вот: первый постулат южноафриканского толтека Теуна Мареза - "Всё во Вселенной связано со всем" - древний ХОЛИЗМ магов, совсем не евроамериканское философское изобретение 20 века. Многотысячелетняя история и глубоко опытное практическое происхождение знания толтеков заслуживают внимания. Я бы обратился к книгам Теуна Мареза и Мигеля Руиса.
Возвращаясь к установкам Гештальт-терапевтов о взаимоотношениях между людьми... Последняя строка молитвы Гештальтиста устанавливает жесткие границы между людьми как между разными планетами на разных орбитах.
Холизм - связанность частей в целое - предполагает безусловную соединенность индивидуальностей во внутренне согласованную надсистему взаимоотношений. И Джозеф Зинкер в книге "В поисках хорошей формы", и Гордон Уилер в "Гештальт-терапии постмодерна", и поздние системно-ориентированные психотерапевты 20-21 веков это доказывают практикой.
Поэтому в последней строке "молитвы" могла бы быть более здоровая психологическая установка типа "А если еще нет - встреча возможна: мы связаны  полем сознания живой Вселенной." Вот тогда и любимый Гештальтистами Мартин Бубер намного лучше согласуется с такой молитвой, и малознакомый великий русский философ Семён Франк с его "встречей" на почве "нераздельной неслиянности": встречу можно организовать из-за априорной заданности связей между людьми. Вот тогда искомый гештальтистами холизм получается. Вот тогда понятно, как и когда мы по-отдельности, и как и когда мы вместе.
Осторожно с профессиональными и личными установками. Влияют.

Комментариев нет:

Отправить комментарий